В зависимости от назначения сигналы
светофора могут быть круглые, в виде
стрелки (стрелок), силуэта пешехода или
велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь
одну или две дополнительные секции с
сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок),
которые располагаются на уровне зеленого
круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют
следующие значения:
- ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
- ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение
и информирует, что время его действия
истекает и вскоре будет включен
запрещающий сигнал (для информирования
водителей о времени в секундах, остающемся
до конца горения зеленого сигнала, могут
применяться цифровые табло);
- ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме
случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил,
и предупреждает о предстоящей смене
сигналов;
- ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение
и информирует о наличии нерегулируемого
перекрестка или пешеходного перехода,
предупреждает об опасности;
- КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий,
запрещает движение.
- Сочетание красного и желтого сигналов
запрещает движение и информирует о
предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде
стрелок красного, желтого и зеленого цветов,
имеют то же значение, что и круглые сигналы
соответствующего цвета, но их действие
распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. При этом стрелка,
разрешающая поворот налево, разрешает и
разворот, если это не запрещено
соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в
дополнительной секции. Выключенный сигнал
дополнительной секции означает запрещение
движения в направлении, регулируемом этой
секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде
силуэта пешехода (велосипеда), то его
действие распространяется только на
пешеходов (велосипедистов). При этом
зеленый сигнал разрешает, а красный
запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов
может использоваться также светофор с
круглыми сигналами уменьшенного размера,
дополненный прямоугольной табличкой
белого цвета размером 200х200 мм с
изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения
транспортных средств по полосам проезжей
части, в частности по тем, направление
движения по которым может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные
светофоры с красным Х-образным сигналом и
зеленым сигналом в виде стрелы,
направленной вниз. Эти сигналы
соответственно запрещают или разрешают
движение по полосе, над которой они
расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора
могут быть дополнены желтым сигналом в виде
стрелы, наклоненной по диагонали вниз
направо или налево, включение которой
информирует о предстоящей смене сигнала и
необходимости перестроиться на полосу, на
которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного
светофора, который расположен над полосой,
обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9,
въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие
значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
- со стороны левого и правого бока разрешено
движение трамваю прямо, безрельсовым
транспортным средствам прямо и направо,
пешеходам разрешено переходить проезжую
часть;
- со стороны груди и спины движение всех
транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
- со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громко-говорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика водители
должны остановиться перед стоп-линией (знаком
6.16 "Стоп"), а при ее отсутствии:
- на перекрестке — перед пересекаемой
проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил),
не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом — в
соответствии с пунктом 15.4 Правил;
- в других местах — перед светофором или
регулировщиком, не создавая помех
транспортным средствам и пешеходам,
движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении
желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут
остановиться, не прибегая к экстренному
торможению в местах, определяемых пунктом
6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала
находились на проезжей части, должны
освободить ее, а если это невозможно —
остановиться на линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных
направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять
требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат
сигналам светофора, требованиям дорожных
знаков или разметки.
В случае если значения сигналов светофора
противоречат требованиям дорожных знаков
приоритета, водители должны
руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.