I. Сдача внутреннего экзамена (в автошколе)
1. Теоретическая часть (Тест из 20 вопросов). Максимальное количество ошибок - 2. Время выполнения - 30 мин. Все билеты имеются ЗДЕСЬ.
2. Автодром (учебная площадка). Выполняются упражнения: "Разворот", "Остановка и трогание на подъеме", "Параллельная парковка задним ходом", "Въезд в бокс", "Змейка,
описанные ниже.
3. Город. Сдача экзамена в реальных условиях города.
4. Получение документа, подтверждающего прохождение обучения в Учебном центре. С этим документом можно сдавать экзамены в ГИБДД (с ноября 2013 года)
II. Сдача экзамена в ГИБДД
1. Теоретическая часть (Тест из 20 вопросов). Максимальное количество ошибок - 2. Время выполнения - 30 мин. Все билеты имеются ЗДЕСЬ.
2. Автодром (учебная площадка). Выполняются упражнения: "Разворот", "Остановка и трогание на подъеме", "Параллельная парковка задним ходом", "Въезд в бокс", "Змейка,
описанные ниже.
3. Город. Сдача экзамена в реальных условиях города.
4.
Получение водительского удостоверения в отделении ГИБДД
Cхема учебной площадки
Учебная площадка в автошколах и на практическом экзамене в ГИБДД состоит из 5 упражнений:
1) "Разворот",
2) "Остановка и трогание на подъеме",
3) "Параллельная парковка задним ходом",
4) "Въезд в бокс",
5) "Змейка"
На ней вы научитесь, что нужно сделать для того, чтобы развернуть
автомобиль в обратном направлении, останавливать автомобиль на подъеме и
начинать движение, правильно парковать автомобиль вдоль тротуара или в
гараж (бокс).
Разворот
Подъезжая к линии «Старт», постарайтесь заранее прижаться правым
боком автомобиля как можно ближе к правому краю для того
чтобы оставить себе как можно больше места для разворота в обратном
направлении, ведь пространство упражнения ограничено по ширине.
Итак, для того, чтобы развернуть автомобиль в обратную сторону, нам нужно разделить расстояние между первой стойкой Е и
последней стойкой С пополам.
Мы увидим середину в точке D.
Начинать разворот автомобиля необходимо от середины, т.к. если вы переедете середину отведенного вам по фронту расстояния,
то автомобилю не хватит радиуса поворота, и он упрется в линию ВС.
Если вы начнете разворот раньше середины, то вам не хватит места, чтобы, развернув автомобиль, вывести его через линию
«Стоп» из дворика упражнения.
Поэтому, прижавшись заранее правее и найдя глазами середину дворика ABCE, начинаем движение до точки D.
От стойки D делаем два оборота (до конца) рулем влево и подъезжаем к
линии АВ так, чтобы автомобиль встал как можно перпендикулярнее к ней.
Когда до линии АВ от горизонтальной линии капота автомобиля останется
совсем мало места (порядка 1 метра), делаем два оборота в обратную
сторону,
начиная вращение левой рукой, выжав педаль сцепления в пол до конца,
выравниваем колеса и останавливаемся.
Включаем заднюю передачу, отпускаем педаль сцепления до начала движения и удерживаем педаль в этой точке.
Автомобиль начинает двигаться, а вы делаете два оборота рулем вправо,
причем чем раньше после начала движения вы начнете вращение рулем, тем
раньше
задняя часть начнет смещаться вправо, а передняя часть влево, и как
только нос автомобиля будет направлен в сторону «Стоп» (положение 2),
выжимаем педаль сцепления в пол, делаем два оборота рулем влево и
останавливаемся задней частью автомобиля у края площадки.
Включаем первую передачу и, поднимая педаль сцепления до момента начала движения, подъезжаем к линии «Стоп» (положение 3).
Остановка и трогание на подъеме
Подъезжаем к линии "Старт". Нейтральная передача, стояночный тормоз.
Необходимо поставить автомобиль на уклоне (положение 1), не пересекая
линию "Старт".
Включаем первую передачу, снимаем со стояночного тормоза, поднимаем педаль сцепления до момента начала движения.
Удерживаем ее 3-4 секунды, давая возможность автомобилю начать движение и плавно отпускаем педаль до конца.
Вы чувствуете, как, двигаясь к линии АО, автомобиль вздрагивает, наезжая на перегиб передними колесами.
Движемся дальше и чувствуем, как автомобиль вздрагивает, переезжая перегиб АО задними колесами.
Выжимаем педаль сцепления в пол до конца и плавно останавливаем автомобиль, нажимая на педаль тормоза.
Удерживая автомобиль на уклоне педалью тормоза, устанавливаем стояночный тормоз.
Выключаем передачу, педаль тормоза можно отпустить.
Условия выполнения упражнения таковы, что автомобиль передними и
задними колесами должен стоять на уклоне, не переехав линию "Стоп".
Выжимаем педаль сцепления в пол до конца, включаем первую передачу.
Слегка поднимаем рычаг стояночного тормоза, нажимаем на кнопку
фиксатора большим пальцем, держим "ручник" в верхнем положении,
удерживая автомобиль на уклоне рукой и готовы опустить рычаг в любой
момент.
Педаль сцепления в полу, первая передача включена, автомобиль
удерживаем рукой, двигатель работает на холостых (минимально устойчивых)
оборотах.
Холостые обороты - это порядка 950-980 оборотов коленчатого вала в минуту.
Этих оборотов не хватит для того, чтобы преодолеть вес автомобиля, сдвигая его с места в горку.
Добавим оборотов двигателю, слегка нажав на педаль акселератора, и вы услышите, как звук работающего двигателя усилился.
Обратите внимание на тахометр - прибор, показывающий число оборотов двигателя.
Вам будет достаточно 1200 - 1500 оборотов.
Удерживайте педалью газа это число оборотов двигателя, спокойно,
плавно поднимаете педаль сцепления, удерживая рукой стояночный тормоз,
чтобы автомобиль не покатился назад.
Поднимая педаль сцепления, вы почувствуете, как два диска сцепления
коснулись друг друга, и двигатель тянет передние колеса вперед.
Но задние колеса, заблокированные вами "ручником", не пускают автомобиль.
Передняя часть автомобиля начинает как бы подниматься, а задняя часть
как бы приседает (у заднеприводных автомобилей - наоборот).
В этот момент задержите педаль сцепления в этой точке, не отпускайте ее дальше и не нажимайте.
Удерживая педаль газа и педаль сцепления, спокойно опустите рычаг стояночного тормоза до конца вниз.
Автомобиль медленно начнет движение, держите сцепление, не отпускайте его.
Пусть передние колеса переедут линию перегиба BN, держите сцепление,
пусть задние колеса (положение 2) переедут линию BN, вот тогда выжимайте
сцепление в пол до конца, отпустив педаль газа.
Автомобиль по инерции перевалит линию CM передними колесами, задними колесами, двигаясь под уклон (положение 3).
Удерживая сцепление в полу, придерживайте автомобиль тормозом, потиъхоньку съезжая с уклона.
Передние колеса переедут линию DE, задние колеса переедут линию DE, вы это почувствуете (положение 4).
И тут же остановите автомобиль, выключите передачу, поставьте на стояночный тормоз.
Параллельная парковка задним ходом
Подъезжаем к линии "Старт" и останавливаемся так, чтобы не переехать ее бампером автомобиля.
Выключаем передачу в нейтральное положение и ставим автомобиль на стояночный тормоз.
Вы приготовились к началу упражнения (положение 1).
Выжимаем педаль сцепления, включаем первую передачу, снимаем с
"ручника", поднимаем сцепление до момента начала движения и удерживаем
педаль в этой точке 3 - 4 секунды.
Когда автомобиль поехал, отпускаем педаль до конца.
Автомобиль движется от линии "Старт" к линии АВ.
Принимаем правее (ближе) к линии ВС и где-то на уровне стойки С
выжимаем педаль сцепления в пол до конца - автомобиль движется по
инерции, и эту инерцию, удерживая в полу педаль сцепления, вы гасите,
нажимая плавно на педаль тормоза носком ступни правой ноги до момента
начала необходимого замедления и удерживаете педаль в этой точке.
Плавно останавливаем автомобиль, не пересекая линию АВ (положение 2).
Обратите внимание, что если вы не можете плавно остановить автомобиль в
заданной точке, то нужно не резче тормозить (то есть сильнее нажимать
на педаль тормоза), а начинать торможение в следующий раз раньше.
И тогда требуемая от вас остановка в заданной точке будет выполнена плавно.
Вы прижимали автомобиль правее, ближе к линии ВС для того, чтобы во
время движения назад и вправо вокруг стойки С левое переднее крыло
вашего автомобиля не вышло за габариты упражнения (линия АО).
Итак, вы подъехали к линии АВ и плавно остановили автомобиль. Включаем
заднюю передачу, оборачиваемся через правое плечо и смотрим через окно
правой задней двери. Окно состоит из двух частей: большого окна и
маленького окошка.
Начинаем движение назад.
Поднимаем сцепление до момента начала движения и удерживаем его в этой точке, не давая автомобилю набрать скорость.
Как только вы увидите стойку С в маленьком окошке, сделайте два оборота рулем вправо, начиная вращение левой рукой.
Помните: "Кручу туда, куда смотрю."
Задняя часть автомобиля движется вправо вокруг стойки С, а передняя смещается влево.
Смотрим в левое боковое зеркало.
Удерживаем автомобиль сцеплением на минимальной скорости, руль не крутим.
Видим, как в зеркале сначала появляется стойка N, затем добавляется
стойка М, и когда вот-вот должна появиться третья стойка Е, выжимаем
сцепление в пол и до конца (автомобиль продолжает двигаться по инерции и
замедляется за счет трения колес о землю), и пока автомобиль движется,
выравниваем колеса, делая два оборота ( четыре движения руками) в
обратную сторону, начиная вращение правой рукой.
Останавливаем автомобиль тормозом.
Итак, если вы сделали все правильно, автомобиль встал под углом 45 градусов.
Вы остановили автомобиль в этой точке для того. чтобы у вас было время
обернуться назад через левое плечо и через окно левой задней двери
увидеть крайнюю стойку N, белую прерывистую линию от стойки N до стойки
С, а также часть левого заднего крыла вашего автомобиля.
Начинаем движение, поднимая педаль сцепления до момента начала
движения и удерживаем ее в этой точке, не давая автомобилю увеличивать
скорость.
Если ваш автомобиль набрал, по вашему мнению, большую скорость, то
нажмите педаль сцепления в пол до конца, и скорость уменьшится за счет
трения колес о землю, затем опять поднимите сцепление до момента начала
движения, как бы подталкивая автомобиль педалью.
Заднее левое крыло вашего автомобиля приближается к прерывистой линии,
и как только левый край заднего бампера нависнет над ней, поверните
рулевое колесо туда, куда вы смотрите, то есть влево до конца, сделав
два оборота рулем.
Передние колеса повернутся до конца влево, и задняя часть автомобиля
пойдет внутрь стойки N и прерывистой линии, а перед - вправо.
Смотрите вперед и выравнивайте нос автомобиля ровно между стоек С и D.
Как только ось симметрии автомобиля ( линия, проходящая через рычаг
стояночного тормоза, ручку переключения передач, середину капота, прошла
через середину между стоек С и D, остановите автомобиль.
Если вы все сделали правильно, то сзади центральная стойка М будет
расположена в середине заднего окна, а автомобиль стоит параллельно
линии DЕ внутри прерывистой линии СN (положение 3).
Если автомобиль встал неровно, то, не устанавливая на стояночный
тормоз, включите первую передачу и снова выведите автомобиль под углом
45 градусов , выровняйте колеса и повторите заезд с учетом своей ошибки.
Если ваш автомобиль остановлен внутри парковочного дворика и стоит
ровно, выключите передачу и поставьте автомобиль на стояночный тормоз.
Въезд в бокс
Подъезжаем к линии "Старт".
Нейтральная передача, стояночный тормоз.
Задача: заехать задом в бокс BCD.
Для того, чтобы загнать автомобиль в бокс, нужно поставить его задней частью напротив бокса.
Для этого необходимо максимально прижаться правым боком автомобиля к
линии ABD, иначе при маневре влево в положение 1 не хватит места и
радиуса поворота автомобиля, чтобы поставить его напротив бокса.
Включаем первую передачу, снимаем с "ручника".
Начинаем движение, удерживая автомобиль параллельно линии ABD.
Как только правое боковое зеркало дойдет до стойки В, передний бампер автомобиля окажется напротив середины бокса (линии BD).
Делаем два оборота рулем влево, начиная вращение правой рукой.
Поворачивая колеса до конца влево, автомобиль будет двигаться по зеленой траектории к белой линии со стойкой Е.
Удерживаем сцепление, не давая автомобилю увеличивать скорость, ставим
автомобиль как можно перпендикулярнее к белой линии, и когда останется
совсем мало места от линии капота (где-нибудь за 1 - 1,5 метра),
выжимаем педаль сцепления в пол до конца, используя инерцию, выравниваем
колеса, делаем два оборота рулем в обратную сторону и останавливаемся.
Включаем заднюю передачу и оборачиваемся назад через правое плечо.
Наклоняем свой корпус к центру автомобиля и, заглядывая в маленькое окошко задней правой двери, начинаем движение.
Поднимаем сцепление до момента начала движения, удерживаем его в этой
точке, давая возможность автомобилю чуть-чуть набрать скорость, и тут же
выжимаем педаль сцепления в пол, не давая ему разгоняться.
Если инерции оказалось мало, чтобы доехать и увидеть стойку D в
маленьком окошке правой задней двери, повторите прием "подталкивание".
то есть опять поднимите педаль сцепления до момента начала движения и
снова нажмите ее в пол.
Чем медленнее вы будете двигаться, тем больше у вас шансов не проскочить стойку D.
Как только вы увидите стойку D в маленьком окошке, сразу поверните
руль туда, куда вы смотрите, то есть вправо до конца, сделав два
оборота, начиная вращение левой рукой.
Задняя часть автомобиля начинает заезжать внутрь бокса, огибая стойку D.
Сядьте ровно и смотрите в салонное зеркало заднего вида.
Вы увидите в заднем окне автомобиля, как центральная стойка С из
правого угла заднего окна смещается к центру, при этом передняя часть
автомобиля становится перпендикулярно линии Е.
Продолжайте аккуратно подталкивать автомобиль сцеплением, и как только
стойка С подойдет к середине заднего окна, выжимайте сцепление в пол и
до конца.
Автомобиль начнет замедляться, двигаясь по инерции. и, пока он
двигается, сделайте два оборота рулем в обратную сторону, то есть влево,
начиная вращение правой рукой.
Если вы все сделали верно, передняя часть автомобиля будет направлена перпендикулярно белой линии, на которой стоит стойка Е.
Обернитесь назад и подъезжайте к стойке С.
Посмотрите вперед на стойки B и D.
Ваш автомобиль должен стоять внутри линии BD.
Выключите передачу, установите автомобиль на стояночный тормоз.
Змейка
Подъезжаем к линии "Старт".
Нейтральная передача, стояночный тормоз.
Задача: от линии "Старт", маневрируя между стойками, доехать до линии "Стоп".
Первая передача, снимаем с "ручника".
Начинаем движение по прямой, поднимая педаль сцепления до момента начала движения, удерживаем ее, набирая небольшую скорость и тут же выжимаем педаль в пол, продолжая движение по инерции, как бы "подтолкнув" автомобиль сцеплением.
Как только точка А дойдет до середины окна левой передней двери, делаем один оборот рулем влево, начиная вращение правой рукой.
Педаль сцепления нажата в пол до конца, а автомобиль движется по инерции к углу в 45 градусов мимо стойки А.
Смотрим на правое переднее крыло и стойку В.
Как только стойка В осталась справа от правого крыла, выравниваем колеса в обратную сторону, делая один оборот вправо левой рукой.
Двигаясь по инерции по прямой, доезжаем до стойки В серединой окна правой передней двери, поднимаем педаль сцепления, чтобы "подтолкнуть" автомобиль и делаем два оборота до конца вправо, начиная вращение левой рукой.
Автомобиль движется вправо, объезжая правой стороной стойку В, а левое переднее крыло оставляет слева стойку С.
Как только левое переднее крыло миновало стойку С, выравниваем колеса, делая два оборота рулем влево, начиная вращение правой рукой.
Вилка руля горизонтальна, колеса - ровно.
Автомобиль движется между стойками ВС по указанной траектории, оставляя слева стойку С, и, как только она доходит до середины окна левой передней двери, снова делаем два оборота влево.
Автомобиль движется по траектории влево между стойками С и D, и опять, как только правое переднее крыло минует стойку D, выравниваем колеса вправо, пропускаем стойку D до середины окна правой передней дверии делаем два оборота рулем вправо, огибая стойку D.
При этом, как только левое переднее крыло минует стойку Е, выравниваем колеса в обратную сторону ( два оборота).
Снова, двигаясь по прямой под углом 45 градусов между стойками D и Е, при необходимости аккуратно "подталкиваем" автомобиль педалью сцепления, доводим стойку Е до середины окна левой передней двери и делаем один оборот влево, начиная вращение правой рукой.
Как только нос автомобиля направится ровно к линии "Стоп", выравниваем колеса в обратную сторону, сделав один оборот вправо, подъедем к линии "Стоп" и остановим автомобиль, не переезжая ее.
Нейтральная передача, стояночный тормоз.